Почему не надо водить за ручки и использовать ходунки и прыгунки

2500x2335_815202_[www.ArtFile.ru]
Доктор Муромов Д.С., подробно и на понятийном уровне объясняет механимз отрицательно воздействия прыгунков, ходунков и вождения за ручки. Сами того не подозревая, оказываем малышам «медвежью услугу».

«Не ставьте на ноги и не водите за руки.

Не используйте устройств для искусственной вертикализации – ходунки и прыгунки.

Самостоятельная ходьба это последний базовый этап моторного развития. Можно сказать, что ходьба – это вершина двигательного развития, к которой Ваш ребенок шел в течении своего первого года жизни.

Большинству родителей хочется, чтобы их малыш быстрее начал ходить. Часто родители пользуются ходунками, прыгунками, водят малыша за руки, оставляют его в кроватке, чтобы он ходил по её периметру.

Старайтесь не дотрагиваться до стоящего покачиваясь, малыша, страхуйтеего держа руки на расстоянии.

Но! Необходимо знать и помнить, что главное – не пойти быстро, а правильно, пройдя все стадии развития движения.

Механизмы отрицательного воздействия использования ходунков и вождения за руки схожи и проявляются, тем сильнее, чем раньше начинают их использовать.

Основная проблема, что у ребенка не формируется потребность в координации собственных действий по удержанию тела в вертикальном положении. Из этого следует, что не вырабатывается адекватная позотоническая установка, в данном случае способность самостоятельно стоять без опоры на руки. Ребенок автоматически переставляет ноги, при этом не происходит анализ того, как встала стопа, под каким углом, на полную ли поверхность, не появляется потребность смягчить и амортизировать ходьбу, сгибая колени в нужный момент.

Ходьба по мягкой поверхности (в кроватке), стояние на коленях взрослых, в кресле, на диване.

Мышцы свода стопы, стоящей на мягкой поверхности, растягиваются больше обычного. Если при этомребенок опирается на что-либо или крепко держится руками, то они (мышцы свода стопы) должным образом не напрягаются в попытке удержать тело в вертикальном положении. Эти факторы создают условия для уплощения стоп (плоско-вальгусные стопы).

При склонности к цыпочкам, дети стоя в кровати, часто стоят на краю матраса, опустив носки в щель, между матрасом и решетчатой стенкой. Часто, это является причиной поддерживающей эквинусную позицию стоп (цыпочки).

Данные факторы задерживают формирование самостоятельной ходьбы, способствуют неправильному формированию постановки стоп и неправильной походке.

Здорового ребенка сложно испортить, ошибки родителей, компенсируются организмом, а небольшие отклонения остаются незамеченными. Так рождается стойкое убеждение в правильности своих действий, а то и в их необходимости.

Те же схемы, применяемы в отношении недоношенных детей (что подразумевает высокий риск развития нарушения моторики), приводит к развитию проблем описанных выше.

Таким образом, начавшему ходит около опоры, не нужно помогать, а необходимо лишь создать условия, вынуждающего малыша ходить все больше и больше самостоятельно!»

Муромов Д.С. врач-невропатолог.

И еще о ходунках:
(Из книги Лизель Полински «Игра и движение»)

Рекламные агентства рекомендуют ходунки, которые предназначены для того, чтобы учить ребенка ходить. И, купив этот «волшебный» аппарат, родители ждут, что их малыш сразу побежит.
Самому малышу пользоваться ходунками нравится. Он находится в вертикальном положении и может быстро продвигаться вперед. Родители думают, что если ребенку это нравится, значит, они приобрели полезную вещь.

В чем же вред ходунков?

1. Ребенок дольше стоит на цыпочках, чем обычно, потому что в ходунках для движения вперед ему приходится опираться на пальцы ног. В этой позиции ребенок лишается возможности выработать правильное положение ступней во время ходьбы.

2. Чтобы двигаться вперед, он прислоняется грудью к краям ходунков и не учится находить равновесие. В результате он долго не может научиться сам принимать вертикальное положение.

3. Ребенок не приобретает важнейшего опыта самостоятельного передвижения. Он не учится удерживать равновесие, стоять и ходить без посторонней помощи.

4. Чувство равновесия не формируется в соответствии с возрастом ребенка.

5. Ребенок без ходунков обычно сам учится опускаться вниз, на пол. Он сгибает колени и тазобедренный сустав и снова, балансируя, находит равновесие. Родители часто видят, что их малыш встает, потом садится, потом снова встает и снова садится. Повторяя одни и те же движения, он учится, изменяя их, быть самостоятельным.

6. В ходунках ребенок обычно находится на одной и той же высоте, а это мешает ему сгибать и разгибать ноги в коленках.

7. Ребенок, который учится ходить самостоятельно, хватается за мебель, держится за нее и начинает чувствовать себя более уверенно. Шаг за шагом он продвигается вдоль дивана, опираясь на него руками.

8. Если ребенок ходит в ходунках долго, это ведет к перенапряжению спины.

В ходунках ребенок не двигается самостоятельно и потому не испытывает радость открытия и не стремится к новому. Ему меньше нравится лежать на полу, он ленится переворачиваться. Чаще малыш просто ждет, когда его посадят в ходунки и он начнет «ходить». Это действительно самый легкий и удобный способ, но вовсе не полезный. Мы и сами так часто поступаем. Например, вместо того, чтобы сходить за хлебом пешком, что гораздо здоровее, мы едем за ним на машине.

У ребенка, который часто находится в ходунках, перестает развиваться чувство равновесия. Ходунки мешают выработать собственную манеру ходьбы. Ребенок еще долго будет чувствовать себя в этом отношении неуверенно. Ходунки могут привести даже к тяжелым травмам. Ведь при падении малыш не может, как кошка, свернуться в клубок.

Ребенок, которому дают возможность «испытывать себя», хорошо знает свои возможности и уверен в себе….

Если лишить человека возможности набираться опыта или делать за него то, что он может сделать сам, он не сможет естественно и гармонично развиваться.

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *